|
Предшедственницей ташкентского
трамвая была конно-железная дорога – конка. С 1913 года все
линии переведены на электрическую тягу. К 1917 году
протяженность трамвайных путей составляла более 23 км. После
Октябрьской революции трамвайная сеть продолжала расширяться. В
1936 г была сдана в эксплуатацию первая широкая колея на участке
Текстильный комбинат – Площадь Хадра. До 40-х гг. трамвай был
единственным видом городского транспорта. К 1940 г.
протяженность трамвайных путей составила 100 км. В 1967 г
узкоколейные трамвайные линии полностью заменены
ширококолейными. В связи с возникновением ряда новых жилых
массивов проложены новые трамвайные пути, связывающие их с
центром города. В Ташкенте (1982) существовало 23 трамвайных
маршрута протяженностью 223 км. На линиях курсировали 452 вагона
типа РВЗ-6, РВЗ-6М и КТМ-5М3. Услугами трамваев (1981)
пользовались около 140 млн. чел. (более 20% общего числа
пассажиров, перевозимых всеми видами гор. транспорта). На 1981
г. в Ташкенте существовало 3 трамвайных парка №1 им. Героя
Советского Союза С.Ф. Черникова – ул. Гайдара 50 (позже
Янгизамон) №2 по улице Хамзы №3 (трамвайно-троллейбусный) –
улица Красновосточная 3а (позже Тимура Малика)
Схема развития трамвая
- автор Regnum
1925.
Схема
№
|
Пункты следования
|
Улицы следования
|
1 |
Вокзал - Старый Город |
Вокзал-Куриный базар-Воскресенский базар-Урда-Шейхантаур-Старый город. |
2 |
Чимкентский тракт - Старый город |
Чимкентский тракт - пр.Энгельса - Куриный базар - Воскресенский базар - Крепость
- Январьский поселок - Биш-Агач - Старый город. |
3 |
Военный госпиталь - Паркентская ул. |
Военный госпиталь - ул. Кафанова - пр. Ленина - Воскресенский базар - Сквер -
Пушкинская ул - Паркентская |
4 |
Сквер - Больница Полторацкого |
Сквер - Пр. К. Маркса - Салар - бол. Полторацкого |
5 |
Старый город - Калькауз |
Старый город - Тюбитеечная площадь - Тахтапуль - Калькауз |
Из брошюры "Ташкент для приезжающих" 1925. Орфография
оригинала сохранена.
1932.
Схема
№
|
Пункты следования
|
Улицы следования
|
1 |
Вокзал-Чорсу |
|
2 |
Воскресенский Базар - Гидростанция |
|
3 |
Воскресенский базар - ул. Ворошилова |
|
4 |
Ташми - махалля Бешагач |
|
5 |
ул. Полторацкого - с.Куйлюк (ж/д переезд Хамза) |
|
1936.
Схема
№
|
Пункты следования
|
Улицы следования
|
1 |
Вокзал - Чорсу |
|
2 |
Гидростанция Боз-Су - Сквер |
|
3 |
Пушкинская - Вокзал |
|
4 |
Больница им. Полторацкого - Бешагач |
|
5 |
Кара-су - Вокзал |
|
6 |
Тахтапуль - Хадра |
|
7 |
Паркентская - Пушкина |
|
8 |
Хадра - Текстилькомбинат |
|
9 |
Куйлюк - Кара-Су |
|
10 |
Тезикова Дача - Вокзал |
|
11 |
Текстильный комбинат - Хадра |
|
В 1953 году был открыт маршрут № 13 "Вокзал -
Текстилькомбинат", позже заменен на № 9.
Маршрут № 12 маршрут "Вокзал - Хадра" был заменён на
№ 8. Кольцо ширококолейных (12 и 13)
было напротив здания вокзала, примерно, где книжный магазин.
1956. Схема
№
|
Пункты следования
|
Улицы следования
|
1 |
Вокзал - Чорсу |
шел по улицам Привокзальной, Кафанова, Полторацкого, Пролетарской,
Узбекистанской, я января, Беш-агачской |
2 |
Театр Навои - Гидростанция |
шел по улицам Туркестанской, Восточной, железняка, Узбекистанской, 1 мая,
Энгельса, Насырова, Карамумульской |
3 |
Театр Навои - ул Ворошилова |
шел по улицам Туркестанской, Восточной, железняка, Узбекистанской, 1 мая,
Пушкина, Паркентской |
4 |
Ташми - Чорсу |
шел по улицам Маркса, 1 мая, Узбекистанской, 9 января, Беш-агачской |
5 |
ул Полторацкого - Ак-уй |
|
6 |
Железнодорожный переезд - с. Куйлюк |
|
8 |
Вокзал - Кукча |
|
9 |
Вокзал - Текстильный комбинат |
|
10 |
Рабочий городок - Транспортный институт |
|
11 |
Текстильный комбинат - Кукча |
|
12 |
Вокзал - Транспортный институт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1969. Схема
13 маршрут увидел свет 1 марта 1966 года "??" - "?". Причем
это еще была наполовину широко-, наполовину узкоколейная линия
(лежал 3-й рельс). Но сами трамваи 13-го были ширококолейными. В
апреле-мае 1967 года маршрут был продлен до ул. Красновосточной.
В 1973 году линия была продлена до Северо-Востока с кольцом
напротив нынешнего ин-та гинекологии. В 1978 году линия была
продлена до ТТЗ. Ныне 13-й ходит от ТТЗ до Куйлюка. Кто бы знал,
что он так далеко пойдет!
№
|
Пункты следования
|
Улицы следования
|
1 |
Вокзал - Пл. Ахунбаева |
|
2 |
Вагоноремонтный завод - Завод "Узбексельмаш" |
|
3 |
ЦУМ - Ул. Циолковского |
|
4 |
Ак Тепе - Медицинский институт |
|
5 |
ЦУМ - Ст. Хамза |
|
7 |
ВУЗгородок - Автостанция "Самаркандская" |
|
8 |
Вокзал - Кукча |
|
9 |
Вокзал - Ул. Гафура Гуляма |
|
10 |
Клуб им. Октябрьской революции - Рабочий городок |
|
11 |
Кукча - Ак Тепе |
|
12 |
Вагоноремонтный завод - Дворец водного спорта |
|
13 |
ЦУМ - Ул. Красновосточная |
|
14 |
Автостанция "Самаркандская" - Медицинский институт |
|
15 |
ЦУМ - Ул. Гафура Гуляма |
|
16 |
ВУЗгородок - завод "Узбексельмаш" |
|
18 |
Пл. Ахунбабаева - Бешкайрагач |
|
19 |
Массив "Мевазор" - Дворец водного спорта |
|
20 |
Пл. Ахунбабаева - Ул. Гафура Гуляма |
|
1976. Схема
13 маршрут увидел свет 1 марта 1966 года "??" - "?". Причем
это еще была наполовину широко-, наполовину узкоколейная линия
(лежал 3-й рельс). Но сами трамваи 13-го были ширококолейными. В
апреле-мае 1967 года маршрут был продлен до ул. Красновосточной.
В 1973 году линия была продлена до Северо-Востока с кольцом
напротив нынешнего ин-та гинекологии. В 1978 году линия была
продлена до ТТЗ. Ныне 13-й ходит от ТТЗ до Куйлюка. Кто бы знал,
что он так далеко пойдет!
№
|
Пункты следования
|
Улицы следования
|
1 |
Вокзал - Кукча |
|
2 |
ул. Образцова - ул. Заводская |
|
3 |
ЦУМ - Городок Авиастроителей |
|
4 |
пл. Ак Тепе - Медицинский институт |
|
5 |
ЦУМ - Ст. Хамза |
|
6 |
массив Куйлюк-1 - Ст. Хамза |
|
7 |
ВУЗгородок - Автостанция "Самарканд" |
|
8 |
Вокзал - Бешкайрагач |
|
9 |
Вокзал - массив Чиланзар, квартал 26 |
|
10 |
Ул. Образцова - Рабочий городок |
|
11 |
Кукча - пл. Ак Тепе |
|
12 |
ул. Образцова - ЦУМ |
|
13 |
ЦУМ - Ул. Красновосточная |
|
14 |
Автостанция "Самарканд" - Медицинский институт |
|
15 |
ЦУМ - массив Чиланзар, квартал 26 |
|
16 |
Вузгородок - Заводская |
|
18 |
Медицинский институт - махалля им. Ш. Гулямова |
|
19 |
Вузгородок - массив Чиланзар, квартал 26 |
|
20 |
автостанция "Шастри" -
оз. Рахат |
Шастри (ин-т усовершенствования врачей, кольцо было на месте автостанции) по
Генерала Петрова, Ахаргаранскому ш. до Рахата |
21 |
массив Чиланзар, квартал 26 - ЦУМ |
по ул№ Лутфи, Актепе, Мукими, Др.Народов, Бешагач, Узбекистанской. Маршрут
просуществовал очень недолго |
22 |
ЦУМ - массив Северо-Восток-2 |
ЦУМ - Узбекистанская - Пролетарская - 1-го Мая - К.Маркса - ТашМИ - Горького с
кольцом напротив Ин-та гинекологии чуть дальше депо Красновосточная |
23 |
городок Авиастроителей - Рабочий поселок |
|
24 |
Вокзал - Автостанция "Самарканд" |
|
25 |
Центральный рынок - массив "Юнусабад", квартал А-4 |
Центр рынок - Просп. Ленина - Навои - Энгельса - Кольцо напротив базара на
универсаме |
26 |
станция Хамза - массив Куйлюк |
|
27 |
массив Каракамыш - Медицинский институт |
|
28 |
Вокзал - массив "Юнусабад", квартал А-4 |
Вокзал - Пролетарская - 1-го мая - Энгельса - Юнусабад -Кольцо напротив базара
на универсаме |
1990-1999
№
|
Пункты следования
|
Улицы следования
|
Примечания |
1 |
ЦУМ- ул.Образцова |
|
|
2 |
ул. Образцова - З-д Узбексельмаш |
|
(так же одно время ходил до Завода Зенит) |
3 |
ЦУМ - Ст. метро Чкалова |
|
(в 90-е годы было несколько изменений на маршруте: до Тракторного завода, до
Вокзала "Ташкент", до Завода Узбексельмаш) |
4 |
ЦУМ - Чиланзар 26 квартал |
|
(так же одно время ходил до пл. Актепе) |
5 |
Куйлюк Центр 3 - ЦУМ |
|
(так же одно время ходил до Центрального рынка (ул. Юсуф Хос Хожиба) |
6 |
Тракторный завод - Массив Янгиабад |
|
|
7 |
1 гор. больница - А/ст Самарканд |
|
(до 1996 г. ходил до Дворца Спорта Алпомыш) |
8 |
Центральный рынок (ул. Юсуф Хос Хожиба) - Махалля Бешкайрагач |
|
(в начале 90х ходил до Вокзала "Ташкент") |
9 |
Массив Чиланзар 26 квартал - Вокзал "Ташкент" |
|
|
10 |
ул. Образцова - Рабочий городок 12 - Дворец спорта Алпомыш - ТашМИ 2 |
|
(после 1996 г. к/ст Дворец спорта Алпомыш получила название - ст. метро Беруни) |
13 |
ЦУМ - Тракторный завод |
|
|
14 |
А/ст Самарканд - ТашМИ 1 |
|
(существовал в самом начале 90х) |
15 |
ТашМИ 1 - Махалля Бешкайрагач |
|
(в самом начале 90х ходил от м-ли Бешкайрагач до Дворца спорта Алпомиш, позже до
1996 г. ходил с ТашМИ 1 до ТашМИ 2) |
16 |
1 гор. больница - Завод Узбексельмаш |
|
(в начале 90х ходил сначала до Дворца спорта Алпомиш, позже до ТашМИ 2) |
17 |
Махалля Бешкайрагач - Ипподром |
|
( в самом начале 90х ходил до м-ва Чиланзар 26 кв.) |
18 |
Массив Каракамыш 1/2 - Ст. метро Беруни |
|
(в самом начале 90х под №18 работал дополнительный "воскресный" маршрут: ул.
Образцова - Вокзал "Ташкент") |
19 |
Центральный рынок (ул. Юсуф Хос Хожиба) - Массив Каракамыш 2/5 |
|
(существовал в самом начале 90х) |
20 |
Вокзал "Ташкент" - Массив Янгиабад |
|
|
22 |
Тракторный завод - Завод Узбексельмаш |
|
|
23 |
Cт.метро Чкалова- Рабочий городок |
|
|
24 |
А/ст Самарканд - Вокзал "Ташкент" |
|
|
25 |
Вокзал "Ташкент" - Завод Зенит |
|
(в середине 90х ходил до ТашМИ 1, так же его временно пускали до к/ст ул.
Циолковского) |
26 |
А/ст Самарканд - Массив Куйлюк 6 квартал |
|
(в начале 90х ходил полукругом через Вокзал "Ташкент", ул. Пролетарскую (позже
Мавераннахр, сейчас пр. А.Темура) , ул. Полторацкого (сейчас Нукус),
Госпитальную (сейчас Авлие-Ота) |
27 |
ТашМИ 1 - Массив Каракамыш 2/5 |
|
|
28 |
А/ст Самарканд - Завод Зенит |
|
(так же его временно пускали по трассе 29го до к/ст Массив Янгиабад) |
29 |
Завод Зенит - Массив Янгиабад |
|
|
2000-2008
№
|
Пункты следования
|
Улицы следования
|
Примечания |
1 |
Завод РЭТ - ул. Юсуф Хос Хожиба |
|
(в нач. 2000х - сначала через ЦУМ, позже через Мирабадский рынок) |
2 |
Завод РЭТ - Завод Узбексельмаш |
|
|
3 |
Станция метро Чкалова - пл. Дархан |
|
(в нач. 2000х сначала ходил до завода Узбексельмаш) |
4 |
ТашМИ 1 - Пл. Актепе |
|
|
5 |
Куйлюк Центр 3 - Пл. Дархан |
|
(в нач. 2000х сначала ходил до ЦУМа, позже до ул. Юсуф Хос Хожиба (сперва через
ул. Лахути, потом через Мирабадский рынок) |
6 |
Тракторный завод - Массив Янгиабад |
|
|
7 |
1 гор. больница - Завод Зенит |
|
(в нач. 2000х сначала ходил от А/ст Самарканд до 1 гор. больницы, позже c пл.
Актепе до Рабочего городка) |
8 |
ул. Юсуф Хос Хожиба - Махалля Бешкайрагач |
|
(в 2005 г временно ходил от м-ли Бешкайрагач до м-ва Каракамыш 1/2) |
9 |
Массив Чиланзар 26 квартал - Вокзал "Ташкент" |
|
|
10 |
Массив Каракамыш 1/2 - Завод РЭТ |
|
(в нач. 2000х сначала ходил до Рабочего городка) |
12 |
Ст. метро Беруни - ТашМИ 2 |
|
|
13 |
Вокзал "Ташкент" - Тракторный завод |
|
(в нач. 2000х сначала ходил до ЦУМа, позже до ул. Юсуф Хос Хожиба (сперва через
ул. Лахути,потом через Вокзал и Мирабадский рынок) 16 - 1 гор. больница - Завод
Узбексельмаш |
17 |
Ипподром - Махалля Бешкайрагач |
|
|
18 |
Cт. метро Беруни - Массив Каракамыш 1/2 |
|
|
24 |
А/ст Самарканд - Вокзал "Ташкент" |
|
|
25 |
Завод Зенит - Пл. Дархан |
|
(в нач. 2000х ходил до Вокзала, потом его пустили до ул. Юсуф Хос Хожиб через
ул. Лахути, позже через Вокзал и Мирабадский рынок) |
26 |
Вокзал "Ташкент" - Массив Куйлюк 6 |
|
Вокзал "Ташкент" - Массив Куйлюк 6
(в нач. 2000х сначала ходил до А/ст Самарканд, позже до ул. Юсуф Хос Хожиба) |
27 |
1 гор. больница - Массив Каракамыш 2/5 |
|
( в нач. 2000х сначала ходил до ТаШМИ 1, потом его пустили до Вокзала "Ташкент"
через пр. Ш. Рашидова, ул. Кунаева и Мирабадский рынок, позже продлили до Завода
РЭТ) |
28 |
А/ст Самарканд - Завод Зенит |
|
(в нач. 2000х его восстановили по ул. Лахути, позже пустили через Вокзал и
Мирабадский рынок) |
29 |
Тракторный завод - Завод Зенит |
|
|
По данным Валентина Богданова, участников форума
"Старый Ташкент"
|
|